Зверь всегда видит больше.
На авантюру пост меня вдохновила _Полярная_ чудесным рассказом о Снежной Королеве.
И я не могла не задуматься, какая же сказка в детстве сидела у меня внутри? Ответ нашёлся не сразу, а когда соизволил показаться, оказался настолько логичен и созвучен, что не написать об этом нельзя.
Начну с краткого примечания о том, что мои родители почему-то читали мне в детстве только русские сказки. С тех пор у меня на них оскомина. На все, кроме одной. Называется она в разных вариантах по- разному. Мне её читали как "Сказку о Марье - Моревне".
Вот с ней я себя и ассоциировала. И мне всегда отчаянно мало было гордой и таинственной воительницы. Хотелось знать, что такого страшного сделало ей то побитое войско, какое волшебство она может применять, как и зачем ей удалось поймать Кощея и почему она его просто не уничтожила? Уже с высоты некоторого оккультного опыта мне здесь видятся какие-то хитрые разборки двух магов, каждый из которых нашёл интересного и сильного противника. А всякие Иваны просто под ногами путаются, мешают.
И вообще этот самый Иван явно позднейшее добавление, потому что при патриархате не положен бабам был верный конь, да острый меч, да к тому же волшба и дурной характер. То есть, последних двух сколько угодно, только сиди тихо и щи вари героическому и неумному мужу.
Такое впечатление, что и сама Марья не очень знает, зачем ей этот Иван, магические тёрки с Кощеем явно интереснее. А если ещё глубже посмотреть, то наша Марья- не кто иная, как славянская Богиня смерти и холода Мара, Марена... Значит, они с Кащеем два сапога пара, если только не отражения одного, некогда единого божества. Согласна, тут меня уж совсем несёт в гипотезы. Но, почему бы и нет?
Меня ещё в детстве завораживала её воинственность, независимость... и власть над мёртвыми.
Это теперь я запоздало понимаю, что в неокрепшее сознание так по пластунски пробирался валькирический архетип, чтобы в дальнейшем там бурно разрастись и процветать. А тогда лет в пять- шесть ничего мне понятно не было, но Иван меня дико раздражал своей бестолковостью и правильностью, а вот Кощей и Марья- Моревна очень интересовали и ощущались как пара. Нет, у меня явно даже тогда были какие-то свои сказки для личного пользования.
Будет здорово и интересно, если ещё кто-то из моих читателей решится рассказать, какие сказки в них сидели и сидят.
И я не могла не задуматься, какая же сказка в детстве сидела у меня внутри? Ответ нашёлся не сразу, а когда соизволил показаться, оказался настолько логичен и созвучен, что не написать об этом нельзя.
Начну с краткого примечания о том, что мои родители почему-то читали мне в детстве только русские сказки. С тех пор у меня на них оскомина. На все, кроме одной. Называется она в разных вариантах по- разному. Мне её читали как "Сказку о Марье - Моревне".
Вот с ней я себя и ассоциировала. И мне всегда отчаянно мало было гордой и таинственной воительницы. Хотелось знать, что такого страшного сделало ей то побитое войско, какое волшебство она может применять, как и зачем ей удалось поймать Кощея и почему она его просто не уничтожила? Уже с высоты некоторого оккультного опыта мне здесь видятся какие-то хитрые разборки двух магов, каждый из которых нашёл интересного и сильного противника. А всякие Иваны просто под ногами путаются, мешают.
И вообще этот самый Иван явно позднейшее добавление, потому что при патриархате не положен бабам был верный конь, да острый меч, да к тому же волшба и дурной характер. То есть, последних двух сколько угодно, только сиди тихо и щи вари героическому и неумному мужу.
Такое впечатление, что и сама Марья не очень знает, зачем ей этот Иван, магические тёрки с Кощеем явно интереснее. А если ещё глубже посмотреть, то наша Марья- не кто иная, как славянская Богиня смерти и холода Мара, Марена... Значит, они с Кащеем два сапога пара, если только не отражения одного, некогда единого божества. Согласна, тут меня уж совсем несёт в гипотезы. Но, почему бы и нет?
Меня ещё в детстве завораживала её воинственность, независимость... и власть над мёртвыми.
Это теперь я запоздало понимаю, что в неокрепшее сознание так по пластунски пробирался валькирический архетип, чтобы в дальнейшем там бурно разрастись и процветать. А тогда лет в пять- шесть ничего мне понятно не было, но Иван меня дико раздражал своей бестолковостью и правильностью, а вот Кощей и Марья- Моревна очень интересовали и ощущались как пара. Нет, у меня явно даже тогда были какие-то свои сказки для личного пользования.
Будет здорово и интересно, если ещё кто-то из моих читателей решится рассказать, какие сказки в них сидели и сидят.
Не гипотезы, всё правильно)) *сказал филолог, эту тему проходивший в универе и ещё для себя прицельно копавший*
К каким архетипам Вы бы их отнесли?
В детстве я любила книгу "Алладин и золотой дракон". Ну, как любила — что попадалось, то и читала, а эту, видать, запомнила. Это авторская сказка южнославянского писателя. Когда я летом добыла эту книгу из недр Преисподней и снова ее прочла, то увидела, что многие мотивы моих позднейших произведений взяты оттуда. Несмотря на то, что это детская книжка, там довольно много кровищи, и слово "агония" я узнала именно из этой сказки. Похоже, читая ее, я впервые испытала чувства, которые теперь определяют большую часть моей внутренней жизни: сострадание и чувство прекрасного.
Про связь Марьи и Морены я читала у Проппа, кажется, если ничего не путаю. А вот её родство с Кощеем я всегда считала своим личным домыслом.
Даниэль, мне кажется, про такие штуки может только сам (не)человек что-то сказать.
Но я это вижу так. С Карлсоном просто -это внутренний ребёнок, творческий и свободный, хаотический и не всегда одобряемый окружением.
А чтобы что-то говорить про Айогу, нужно хорошо знать нанайскую мифологию, с которой я совсем не знакома. "Копать" надо в сторону птицы, в которую превращается девушка, смотреть, что у них этот самый гусь символизирует.
Да, я вообще такой нетривиальный...
А Карлсон, кстати, тоже тот ещё нарцисс.